8 (800) 600 84 01
Заказать звонок

Новые подходы к таможенному контролю в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза



ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ. НИКАКОЙ ИНОЙ ОРГАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ОБЛАДАЕТ КОМПЕТЕНЦИЕЙ НА ЕГО ПРОВЕДЕНИЕ. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТОРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДАННОГО ИНСТИТУТА МЕНЯЛИСЬ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, ПОХОДЫ К ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ, А ТАКЖЕ САМО ПОНИМАНИЕ ЕГО СУЩНОСТИ. ВОТ И ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТК ЕАЭС ОСНОВНЫЕ ДИСКУССИИ РАЗВЕРНУЛИСЬ ВОКРУГ ЭТОЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИИ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СТАВИЛСЯ ВОПРОС ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ТОМ ПОНИМАНИИ, КОТОРОМ МЫ ПРИВЫКЛИ ЕГО ВИДЕТЬ - НИКАКОГО УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОТКАЗ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТАКТА С ВВОЗИМЫМ (ВЫВОЗИМ) ТОВАРОМ. ОСНОВНОЙ АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ ДАННОЙ ПОЗИЦИИ - БОЛЬШИЕ ВРЕМЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ, А ТАКЖЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. И ВСЕ-ТАКИ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СОХРАНЕН В ТК ЕАЭС, ХОТЬ И ПРЕТЕРПЕЛ СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

В первую очередь, само понятие данного института подверглось переработке. Теперь, таможенный контроль – не совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 части 1 статьи 4 ТК ТС), а совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 41 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Таможенный контроль из основной задачи таможенных органов (пункт 3 части 1 статьи 6 ТК ТС) превратился в основную функцию (пункт 1 части 2 статьи 351 ТК ЕАЭС). То есть если раньше он был центральным ориентиром в деятельности данного государственного органа, то теперь он всего лишь инструмент для достижения провозглашенных целей. На наш взгляд, приведенный подход является более логичным, чем существующий ранее. Именно этим и объясняются изменения в понятийном аппарате. Ведь согласитесь, таможенный контроль, как инструмент – это, прежде всего, совокупность активных действий, направленных на определенный результат, но никак не совокупность статичных мер.

Из 12 форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, в ТК ЕАЭС осталось 7 форм. Такие формы контроля, как:

- устный опрос,

- таможенное наблюдение,

- проверка маркировки товаров,

- учет товаров, находящихся под таможенным контролем,

- проверка наличия системы учета товаров

в новом кодексе трансформировались в меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля (глава 46 ТК ЕАЭС).

Одной из существенных новелл ТК ЕАЭС является нормативно закрепленная возможность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля информационной системой таможенного органа - без непосредственного участия должностных лиц.

В частности, частью 3 статьи 82 ТК ЕАЭС предусмотрено, что отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов. Кроме того, частью 6 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

Самое важное нововведение ТК ЕАЭС касается порядка проведения таможенного контроля. Прежде всего, это связано с приоритетом электронного декларирования и существенной переработкой подходов к порядку представления документов. В частности, в силу статьи 80 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, не представляются таможенному органу при ее подаче. В тоже время указанные документы должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации и могут быть запрошены у декларанта в рамках системы управления рисками.

Положения нового кодекса, по сути, устанавливают четырехступенчатый контроль достоверности заявленных в декларации на товары сведений.

Так, таможенный контроль достоверности заявленных сведений в ДТ, начатый до выпуска товаров, предусматривает следующие этапы:

Совершение таможенных операций с использованием информационных систем таможенных органов, то есть без участия должностных лиц и без необходимости представления документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

На данном этапе таможенный контроль должен быть завершен в течение 4-х часов с момента регистрации таможенной декларации вне зависимости от таможенной процедуры

Запрос документов, сведения о которых указаны в графе 44 таможенной декларации.

В указанном случае таможенный контроль должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Запрос дополнительных документов (существующая ранее дополнительная проверка документов и сведений).

Данная стадия таможенного контроля реализовывается в тех случаях, когда:

1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в рамках второго этапа таможенного контроля, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;

2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

В рамках III этапа таможенный контроль должен быть завершен в сроки, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС и частью 7 статьи 325 ТК ЕАЭС. При невозможности завершения таможенного контроля в указанные сроки, товар может быть выпущен под обеспечение, а декларанту предлагается направить документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные, не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.

В свою очередь, таможенный контроль на третьем этапе при запросе документов и сведений завершается не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а в случае их непредставления - со дня истечения 60-тидневного срока.

Второй запрос дополнительных документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Декларант имеет право представить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.

В свою очередь, срок проведения таможенного контроля приостанавливается со дня регистрации таможенным органом указанного запроса и возобновляется со дня получения таможенным органом дополнительных документов, сведений, письменных пояснений, а в случае их непредставления - со дня истечения срока их представления.

Таким образом, следует отметить, что основные подходы к проведению таможенного контроля в ТК ЕАЭС подверглись существенной переработке. От привычного ранее института не осталось и следа. И это прослеживается во всем - начиная от сущности контроля и заканчивая порядком его проведения. Представляется, что изменения в правовом регулировании рассматриваемой функции таможенных органов должны положительно отразиться на деятельности участников внешне экономической деятельности. В частности, приоритет электронного декларирования и возможность непредставления одновременно с таможенной декларацией пакета документов безусловно свидетельствуют о либерализации таможенного законодательства. Вместе с тем, учиться работать в новых условиях приходится всем: и таможенным органам, и лицам, перемещающим товары.

В качестве практического совета хотелось бы ориентировать профессиональных игроков рынка таможенных услуг на необходимость подачи таможенной декларации таким образом, чтобы таможенный контроль завершился на первой стадии, а товары выпущены в течение 4 часов. И это вполне в Ваших силах при должной организации работы. А на всякий экстренный случай (например, срабатывания системы управления рисками), держите наготове пакет документов, подтверждающий заявленные в декларации сведения. Оперативное их представление позволит завершить таможенный контроль на втором этапе и существенно сэкономить на издержках, связанных со сверхнормативным хранением товара.

Помните, в целях экономии финансовых средств любую ситуацию проще предотвратить, чем пытаться исправить свершившееся.

С уважением, Дмитрий Полевой