8 (800) 600 84 01
Заказать звонок

Организация таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с ТК ЕАЭС



ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ПОСЛЕ ВЫПУСКА, ТРЕВОЖАТ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД. ЭТО И ПОНЯТНО, ВЕДЬ ДАЖЕ ЗАПЛАТИВ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И ПОЛУЧИВ В СВОБОДНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ВВЕЗЕННЫЙ ТОВАР, ВЫ НЕ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТ ТОГО, ЧТО В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ ПОСЛЕ ВЫПУСКА В ОТНОШЕНИИ ДАВНЫМ-ДАВНО РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА, НУ ИЛИ, КАК МИНИМУМ, ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ. И КАК СЛЕДСТВИЕ, ЕСЛИ ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН ВЫЯВИТ НАЛИЧИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ В ЗАЯВЛЕННЫХ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ СВЕДЕНИЯХ, ТО ПРИДЕТСЯ ДОПЛАТИТЬ ДОНАЧИСЛЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, А МОЖЕТ ДАЖЕ И ОТВЕТИТЬ ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЛИ, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, УГОЛОВНОГО КОДЕКСА.

Понятие и порядок проведения таможенной проверки заложены в статьях 331, 332, 333 (глава 45) Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной, проводиться на основе плана или внепланово. Перечень проверяемых лиц в Таможенном кодексе ЕАЭС не изменился, а также сохранилось территориальное распределение компетенции таможенных органов государств-членов ЕАЭС по осуществлению контроля – проверка проводится только тем государством, на территории которого зарегистрировано проверяемое лицо.

Срок проведения камеральных и выездных таможенных проверок согласно праву ЕАЭС составляет:

- для камеральной проверки - не ограничен (статья 332 ТК ЕАЭС);

- для выездной – составляет 2 месяца, может быть на 1 месяц продлен, а также в определенных случаях течение срока может быть приостановлено до 9 месяцев (пункты 22, 23, 24 статьи 333 ТК ЕАЭС).

Основания приостановления проверки теперь также содержатся в ТК ЕАЭС (пункт 24 статьи 333 ТК ЕАЭС) и практически полностью дублируют нормы ТК ТС (пункт 12 статьи 132 ТК ТС). В качестве нового положения для указанного приостановления разработчики включили в ТК ЕАЭС необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки.

Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров согласно пункту 7 статьи 310 ТК ЕАЭС может проводиться до истечения 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом приведенной нормой предусмотрено, что законодательством государств-членов может быть установлено проведение таможенного контроля после выпуска в течение 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Кроме того, в ТК ЕАЭС имеется норма, согласно которой при проведении таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений иных государственных органов на его проведение. То есть, в отличие от многих других контролирующих органов, при организации и проведении таможенных проверок не применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Соответственно, не требуется согласования проверок с органами прокуратуры.

В свою очередь, основные нововведения в ТК ЕАЭС связаны с правами таможенных органов и обязанностями проверяемых лиц в части хранения и предоставления товаров и документов:

Изменились сроки хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля. Так, если ранее документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны были храниться декларантами и иными заинтересованными лицами не менее трёх лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем (статья 166 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), то согласно статье 320 ТК ЕАЭС указанный срок продлен до пяти лет. Представляется, что данное изменение связано, прежде всего, с положениями статьи 310 нового кодекса, предусматривающей возможность продления сроков проведения таможенного контроля после выпуска товаров до 5 лет.

Еще одно нововведение коснулось представления лицами, связанными с проверяемым лицом, по сделкам с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, копий документов по операциям и расчетам, имеющим отношение к сделкам с такими товарами. Теперь согласно статье 335 ТК ЕАЭС у таможенного органа имеется право потребовать указанные документы, а в силу статьи 337 нового кодекса лицо обязано их представлять. В свою очередь, статья 98 ТК ТС предусматривала лишь право таможенного органа запросить соответствующие документы, при этом обязанность лица их представить отсутствовала.

Новеллой ТК ЕАЭС является норма, содержащаяся в статье 336, касающаяся проведения инвентаризации товаров в рамках выездной таможенной проверки, согласно которой проверяемое лицо обязано проводить инвентаризацию по требованию таможенного органа. Ранее действующее законодательство указанной обязанности не предусматривало.

Обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки предусмотрены статьёй 336 ТК ЕАЭС. По сравнению с положениями ТК ТС, их перечень расширен. Помимо упомянутого выше требования о проведении инвентаризации, проверяемое лицо дополнительно обязано:

- обеспечить возможность отбора проб и (или) образцов товаров в случае принятия должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, решения о назначении таможенной экспертизы;

- давать по требованию должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, письменные и устные пояснения по вопросам деятельности проверяемого лица, а также представлять справки и расчеты.

Таким образом, не смотря на то, что разработчики ТК ЕАЭС неоднократно заявляли о послаблениях для участников внешне экономической деятельности, в области проведения таможенных проверок обязанностей у проверяемого лица стало значительно больше.

Справедливости ради стоит отметить, что права проверяемого лица при проведении таможенной проверки расширились на два пункта по сравнению с ранее действующим таможенным кодексом. Так, в пункте 1 статьи 336 ТК ЕАЭС в качестве новых правомочий проверяемого лица указаны:

Право требовать от должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, предъявления решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений;

Право присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету выездной таможенной проверки.

Итак, подводя итог краткому обзору основных новел ТК ЕАЭС в области проведения таможенного контроля после выпуска товаров, следует отметить, что общий порядок организации указанного контроля значительных изменений не претерпел. А вот на что необходимо обратить внимание, так это на существенные трансформации объема прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц. В частности, прав у таможенных органов стало больше, как и обязанностей у лиц, в отношении которых проводится данная форма таможенного контроля.

Отдельного внимания заслуживает обязанность представления по требованию таможенного органа товаров и документов на них в установленные сроки. За непредставление, несвоевременное представление проверяемым лицом по требованию таможенного органа указанных документов предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений) с наложением штрафа на должностных лиц - до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - до трехсот тысяч рублей.

В связи с чем, хочется дать практический совет - всем потенциальным субъектам таможенного контроля после выпуска товаров, а также лицам, связанным с участником ВЭД по сделкам с товарами, необходимо ответственно относиться к хранению документов и их представлению по требованию таможенного органа во избежание неблагоприятных последствий при последующем таможенном контроле.

В свою очередь, при возникновении проблемных вопросов по данной тематике, а также при необходимости принятия решения по конкретной ситуации, связанной с проведением таможенного контроля после выпуска товаров, эксперты нашего агентства готовы предоставить вам необходимую помощь в рамках правового аудита, услуг по консалтингу, а также аутсорсинга сопровождения внешнеэкономической деятельности. Помните, в целях экономии финансовых средств любую ситуацию проще предотвратить, чем пытаться исправить свершившееся.

С уважением, Дмитрий Полевой