8 (800) 600 84 01
Заказать звонок

Система управления рисками, применяемая таможенными органами



КАКАЯ САМАЯ СТРАШНАЯ АББРЕВИАТУРА ИЗ ТРЕХ БУКВ, СПОСОБНАЯ ВСЕЛИТЬ УЖАС ДАЖЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИГРОКА РЫНКА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ? НЕТ, ВОВСЕ НЕ ФТС. ХОТЯ ОТДЕЛЬНЫМ УЧАСТНИКАМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ ТОЖЕ ЕСТЬ ЧЕГО БОЯТЬСЯ. СУР, А ИМЕННО СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ. СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ ОБ ЭТОМ ИНСТИТУТЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.

Что приходит на ум, когда слышите эти три заветные буквы? Проблемы. Досмотр. Задержки в выпуске. Доначисления. Отчасти, Вы правы. Но так ли страшен этот зверь? Давайте разбираться.

Согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанной в Киото 18 мая 1973 г. (далее – Киотская конвенция), все товары, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю; при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками (стандарты 6.1, 6.3).

Ключевую роль в создании и распространении данных о системе управления рисками среди стран-участниц сыграла Всемирная таможенная организация (далее - ВТО). Например, два значимых проекта по СУР – глава 6 Киотской конвенции и Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Стандарт 4 - СУР, находятся под управлением ВТО. Также данная международная организация содействует неформальному общению между её членами, со специалистами из частного сектора и научного сообщества.

Таким образом, система управления рисками – это, прежде всего, международный опыт, применяемый большим количеством стран.

Так, что же такое система управления рисками и для чего она нужна. Давайте, прежде всего, обратимся к правовым актам, регламентирующим указанную деятельность.

Согласно Киотской конвенции управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

В соответствии с Концепцией, утвержденной приказом ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385, система управления рисками - это совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию.

Назначение системы управления рисками в кратком виде содержится в стандартном правиле 6.4 Киотской конвенции. Согласно указанному правилу таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

В новом таможенном кодексе системе управления рисками посвящена глава 50. Статья 376 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) содержит определение «управление рисками», под которым понимается систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. Сразу следует отметить, что данное понятие значительно отличается от имеющегося ранее в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС) (пункт 11 статьи 127 ТК ТС).

Еще двумя ключевыми понятиями, необходимыми для понимания сущности СУР, являются «таможенный риск» и «меры по минимизации рисков». В силу статьи 376 ТК ЕАЭС риск – это вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. В свою очередь, меры по минимизации рисков – это предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов о таможенном регулировании, применяемые на основании оценки рисков.

Таким образом, говоря простым языком, система управления рисками – это некий механизм, реализуемый в автоматическом порядке программным средством, основная цель которого – выборка объектов для таможенного контроля и форм его проведения.

То есть таможенный орган анализирует информацию о предыдущих поставках товаров (количественных и качественных характеристиках, стоимостных показателях), транспортных средствах, на которых они перемещались, прогнозирует и описывает вероятность нарушения установленных таможенных правил, размещает полученные сведения в базе данных и определяет формы таможенного контроля, если система оповестит о выявлении ситуации с заданными параметрами.

В теории система управления рисками должна способствовать ускоренному выпуску товаров. С внедрением этой системы на смену тотальному таможенному контролю пришел выборочный, что снижает издержки не только государства, но и участников внешнеэкономической деятельности. В поддержку данного факта можно привести и положения нового таможенного кодекса, согласно которому возможен автоматический выпуск декларации на товары без участия должностных лиц в течение четырех часов после регистрации декларации, при условии отсутствия рисковой ситуации.

На практике, система управления рисками представляется менее радужной. Прежде всего, это связано с организационными проблемами при актуализации профилей риска. На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос со стоимостными профилями. Так, большинство указанных профилей риска не отражают реальной ценовой картины. К примеру, бумага для принтеров, произведенная в Германии из высококачественных материалов не будет стоить столько же, сколько аналогичный китайский товар из вторсырья. Однако, профиль риска данные особенности не учитывает. При этом в процесс формирования профиля риска реальные участники рынка таможенных услуг не привлечены.

В свою очередь, в пример хочется привести опыт ВТО, которая содействует неформальному общению между членами организации, со специалистами из частного сектора и научного сообщества. Такие мероприятия, как конференция PICARD и Форум по управлению рисками в таможенном контроле являются важными платформами для обмена информацией по управлению рисками при таможенном контроле.

Итак, система управления рисками – это всего лишь инструмент, используемый таможенными органами в определенных целях. Следовательно, практическая реализация данного института не влияет с точки зрения правовых норм на права и свободы лиц.

В частности, анализ судебной практики на предмет наличия судебных дел, связанных с обжалованием применения в отношении участников ВЭД системы управления рисками, подтверждает сделанный нами вывод. Так, по делу № А51-11824/2009 суды пришли к выводу о том, что само по себе включение лица в систему управления рисками никаких правовых последствий для последнего не порождает, а проведение таможенного контроля на основании срабатывания профиля риска является обязанностью таможенных органов.

В свою очередь, имеется также большое количество судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений лиц об обжаловании решений таможенных органов о проведении стопроцентного досмотра (дела № А56-65174/2016, А52-1533/2016 и тд), согласно которым применение данной формы таможенного контроля при срабатывании профиля риска соответствует таможенному законодательству в полном объеме.

Подводя итог проведенному обзору, связанному с применением системы управления рисками, следует отметить, что указанный институт в таможенных органах Российской Федерации непрерывно и интенсивно развивается на протяжении нескольких лет. Не смотря на наличие определенных проблемных вопросов, связанных, в первую очередь, с актуализацией профилей риска, современный этап развития системы управления рисками направлен на повышение эффективности ее применения. И положения нового таможенного кодекса – тому прямое доказательство.

Готовя для Вас данную публикацию, мы не ставили своей целью выявить несовершенства, существующие в системе таможенных органов при реализации СУР, а хотели отразить более понятную информацию, чтобы столкнувшись с результатами применения профилей риска, Вы понимали, почему совершаются определенные действия и с какой целью. Поэтому в качестве практического совета хотелось бы отметить, что срабатывание профиля риска и применение в этой связи формы таможенного контроля – вовсе не означает автоматический отказ в выпуске товаров либо доначисление таможенных платежей. Это всего лишь повод для проведения таможенного контроля, о чем в обязательном порядке Вы будете уведомлены таможенным органом. Поэтому не стоит паниковать и бегать в поисках лиц, способных помочь. Начатый таможенный контроль все равно завершится в установленные сроки. А вот разобраться с правомерностью действий таможенных органов в каждой конкретной ситуации помогут специалисты нашего агентства.

С уважением, Дмитрий Полевой